День космических войск Российской Федерации

4 октября День космических войск Российской Федерации (Учрежден указом Президента РФ № 549 от 31.05.2006 г. Приурочен к запуску первого искусственного спутника Земли 04.10.1957 г.). Праздник был приурочен ко дню запуска первого искусственного спутника Земли, который в 1957 году открыл летопись космонавтики, в том числе и военной.

4 октября 1957 года успешный запуск первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) проходил с непосредственным участием советских военных. Подготовку к запуску, сам запуск и управление спутником во время орбитального полета осуществляли специалисты воинских формирований Космических войск. Специально для управления первым в мире ИСЗ на территории СССР была создана целая сеть наземных измерительных пунктов Командно-измерительного комплекса управления космическими аппаратами. Места дислокации данных пунктов были специально определены Научно-исследовательским институтом №4 Минобороны Советского Союза с целью обеспечения работы по космическим аппаратам с высокими углами наклонения, съемки телеметрических и траекторных изменений, передачи программ и команд на максимально возможных видимых участках на всей территории страны. Эта же сеть наземных измерительных пунктов использовалась 12 апреля 1961 года для контроля за полетом первого в мире пилотируемого космического корабля «Восток» с космонавтом Юрием Гагариным на борту.

В дальнейшем все отечественные и международные космические программы осуществлялись с участием воинских частей управления космическими аппаратами. Первые пилотируемые полеты, исследования Луны, Венеры, Марса, проведение сложных экспериментов в открытом космосе, запуск беспилотного многоразового орбитального комплекса «Буран», управление пилотируемой орбитальной станцией «Мир», создание МКС – Международной космической станции – это еще далеко не полный перечень достижений советской и российской космонавтики, существенный вклад в которую на различных этапах вносили отечественные воинские формирования космического назначения.

В настоящее время Космические войска – это род войск в составе Воздушно-космических сил России (ВКС). Несмотря на то, что свою историю они ведут еще с 1950-х годов, как отдельный род войск они появились сравнительно недавно, это произошло лишь в 2001 году. В связи с возрастанием роли космических средств в системе военной и национальной безопасности Российской Федерации, указом президента на базе выделяемых из состава РВСН объединений, соединений и частей запуска и ракетно-космической обороны (РКО) 1 июня 2001 года был создан самостоятельный род войск – Космические войска России.

На сегодняшний день космическую вахту первых советских воинских частей запуска и управления различными космическими аппаратами продолжают российские воинские части космодрома Плесецк, 15-й армии ВКС (особого назначения) в составе Главного центра предупреждения о ракетном нападении, Главного центра разведки космической обстановки, Главного испытательного космического центра имени Германа Титова. Подготовку профессиональных офицерских кадров для Космических войск России осуществляет в наши дни Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, расположенная в Санкт-Петербурге.

В наши дни космические войска России решают широкий спектр задач, основными из которых являются:
— наблюдение за космическими объектами и выявление угроз России в космосе и из космоса, в случае необходимости – парирование подобных угроз;
— осуществление запусков различных космических аппаратов на орбиты, управление спутниковыми системами двойного (военного и гражданского) и военного назначения в полете и применение отдельных из них в интересах обеспечения войск (сил) РФ необходимой информацией;
— обеспечение высших звеньев управления достоверной информацией об обнаружении стартов баллистических ракет и предупреждение о ракетном нападении;
— поддержание в установленном составе и готовности к применению различных спутниковых систем двойного и военного назначения, средств их запуска и управления.